Нувара Элия. Переезд на побережье.

      Утром мы смогли, наконец, рассмотреть местность, куда нас привезли. Отъехав от гостиницы, мы оказались на побережье высокогорного озера, с очень изрезанной береговой линией. Берега поросли желтовато-зеленой травой, а в воде отражалось синее небо. На холмах кучками лепились друг к другу домики. На одном из поворотов открылся вид на самую высокую гору Шри-Ланки – Пидуруталагалу, высотой 2524м над уровнем моря, с ретранслятором на вершине. Название в переводе означает “циноврчная гора”, потому что у ее подножия растет камыш, из которого делают циновки. Потом вдоль дороги стали появляться пасущиеся лошади, и, наконец, мы проехали мимо ипподрома.
      В Нувара Элии остановились сфотографироваться у здания почты. Поблизости оказался банк, где можно поменять валюту, однако, он был закрыт (обычно время работы с 10 до 2 часов дня). Дальше дорога опять пошла через бесконечные чайные плантации. То и дело мы видели отдельно стоящие могилы в кустах, а в одном месте даже было небольшое кладбище. Вот так собирает человек листики, помрет на рабочем месте, тут же его и закопают. А потом нам чаек с могилки расфасуют...
      От Коломбо через Канди и Нувара Элии до Бадуллы проложена железнодорожная ветка, которую мы скоро увидели из окна. Производят впечатление мосты через ущелья. Говорят, что в некоторых поездах есть вагон с панорамным обзором, и из окна открываются красивейшие пейзажи. Сами мы не путешествовали на поезде, но думаю, что это действительно так. Скалы, ущелья, река внизу и круглые шапки холмов с концентрическими посадками чайных кустов.
      Остановка перед водопадом “7 глаз”. Вниз по склону уходит чайная плантация, и мы спускаемся прогуляться. До самого водопада далеко, нас разделяет огромное ущелье. Еще через полчаса второй водопад – Devon falls, его высота 90 метров. Рядом со смотровой площадкой расположилась лавка чайной компании Mlesna. Во дворе 8-метровый медный самовар, причудливое высокое дерево в форме спички. И еще удивила монстера: оказывается, у этого цветка бывают здоровые зеленые плоды, размером с палку колбасы.
      По мере спуска с гор, мы обратили внимание, что на многих плантациях выкорчевывают и сжигают старые чайные кусты. Срок жизни их – 60 лет, и, видимо, здесь готовили почву к новым посадкам.
      Два раза видели машины, перевозящие слонов. Это грузовики без кузова. На платформе установлен металлический каркас, внутри стоит прикованный цепями слон. На одной из машин, разлегшись поперек платформы, ехал сопровождающий ланкиец. В стране периодически устраиваются празднования с шествием слонов, и тогда их свозят со всей страны. Шри-Ланка занимает второе место в мире по количеству слонов. Большинство из них имеет хозяев, но несколько тысяч живет и в дикой природе.
      Иногда вдоль дороги растут плантации гевейи. Ее легко узнать по надрезанным снизу стволам, из которых сочится белая жидкость. Из нее получают сырье для производства покрышек. Деревья, ежедневно подвергающиеся такой процедуре, живут недолго, и плантацию приходится обновлять.
      После четырех часов езды останавливаемся отдохнуть и перекусить в небольшой забегаловке. Уже недалеко до побережья, и скоро нас развезут по отелям. По пути встречаем местный кинотеатр с рекламным плакатом, на котором изображены герои, похожие на индусов. Проезжая по одному из мостов, видели стадо домашних буйволов, купающихся в реке. Вот уже и шоссе, тянущееся вдоль побережья на юг.
      На этом наша оплаченная экскурсионная программа окончена и хочется подвести небольшой итог. Мы ехали на 15 дней и выбрали самый долгий экскурсионный маршрут, который вместе с перелетом из Москвы занял 5 дней. Поездка оказалась интересной и познавательной, нам много удалось повидать, но в идеале мы бы на месте принимающей стороны организовали все несколько по-иному. Во-первых, по прилету не стали бы начинать экскурсию сразу после ночевки, а отдохнули один день на океане. Во-вторых, посещение отдельных мест проходило в спешке. На Полоннаруву и ботанический сад нужно отводить не менее чем полдня. Можно было включить в программу посещение древнего города Анурадапуры, окрестностей Нувара Элии и национального парка Яла. Впрочем, до цунами Яла входила в экскурсионку, но после цунами, говорят, многие отели еще не восстановлены, и именно поэтому в Ялу не везут. В-третьих, недостаточно полно был составлен список дополнительных экскурсий, и еще хуже обстояло дело с их организацией, в результате, мы нашли для себя более подходящий способ поездить по стране, о котором я расскажу позднее.
      Наша группа должна была расселиться в районе Берувелы и Бентоты. Камаль собрал авиабилеты, которые нужны были для подтверждения обратного вылета, и собирался сделать ксерокс в первой гостинице. Сделали остановку в Villa ocean view (расположен около пустыря, от которого вдоль железнодорожного полотна ведет узкая дорога), Riverinе (с большим садом).
      Оставалось ехать совсем чуть-чуть, когда раздался хлопок, как будто лопнула шина, и автобус медленно съехал на обочину. Посмотрев налево, и увидев мастерскую по ремонту шин, народ подивился “удаче” и разразился громким смехом. Водитель вышел на улицу, посмотрел, что случилось, и сказал, что все дело в подвеске. Вызывать другой автобус из Коломбо долго, но ехать медленно все же можно.
      Далее по правую сторону мы могли видеть множество разрушенных цунами домов. Особенно впечатляет, когда из четырех стен остались только две, те, что стояли перпендикулярно береговой линии. У некоторых домов снесена крыша, где-то выбиты рамы вместе с частью стены, где-то осталась только площадка, выложенная плиткой. Впрочем, последнее обстоятельство не обязательно говорит о цунами. Прежде чем восстановить дом на том же месте, сами жильцы расчищают остатки стен.
      Затем был Ceysands – “речной” отель, в который можно попасть, только переправившись через реку на лодке. Доставка бесплатная, а чтобы вызвать лодку, достаточно ударить в колокол, висящий на пристани. Здесь остановка затянулась, поскольку гиду предстояло съездить на лодке с частью группы и обеспечить расселение. Тем временем мы гуляли по пристани и наблюдали за рыбой в реке.
      За мостом через реку мужик купал слона. Когда автобус остановился, и мы вышли пофотографироваться, мужик начал показывать какие-то жесты, что-то типа убирайтесь отсюда. Потом, поняв, что бесполезно, взял щетку и снова стал чистить слона. Через пару минут слон развернулся и направился на берег, а мы решили, что сейчас он нас обольет водой из хобота, но этого не случилось. Здесь же на берегу располагалась лодочная станция, и мы взяли ее на заметку.
      Сразу за рекой еще два отеля: Bentota beach hotel и Taj exotica. Рядом железнодорожная станция Бентота. Taj exotica – самый крутой, что мы видели. 5 звезд, мраморный холл, номера по 200$. Отель стоит на скале, и цунами его не затронуло. Уже на выезде из него на железнодорожном переезде первый раз увидели пассажирский поезд. 13 красных вагонов без оконных стекол и без дверей. Не очень забит людьми, но на каждой подножке висит по одному-два человека, причем некоторые стараются высунуться как можно больше. На вагонах цифры 2 и 3, похоже, это класс вагона.
      Наш отель, Emerald Bay, был самым последним, и ехали мы туда вдвоем. Камаль проследил, чтобы нам выдали ключи от номера, сказал, что через 2 дня нас переселят на второй этаж, и удалился. Пройдя по коридору, который был освещен только наполовину, и, открыв дверь, мы обнаружили, что света в номере нет. Бегавшие вокруг электрики сказали, что произошло короткое замыкание, и через полчаса свет включат. Тут же родилась шутка: “Чубайс отключил”. Как раз в это время в Москве стояли холода...
      Отель, казалось, был пустой. Туристов минимум. Как будто попали в такую дыру... Впечатление создалось ошибочное: практически все номера были заселены.
      Мы решили осмотреть окрестности и, закрыв вещи в номере и взяв фонарик, отправились на пляж.
      Территория отеля была огорожена металлической сеткой. На пляж можно было попасть через калитку, на которой висел замок, а сверху через столбик была еще перекинута проволочная петля. Замок оказался не закрыт. В этот момент подошел охранник, и мы сказали, что пойдем погулять по пляжу.
      На песке рядом с линией прибоя копошились крабы, копая для себя норы. Мы успели пройти метров 50, когда перед нами возник человек. Спросил, как дела, завел неторопливую беседу. Представился таксистом по имени Нихаль, предложил пройти в дом. Начитавшись в интернете рассказов о том, что туристов иногда приглашают к себе домой, а потом выставляют счет за посещение, мы отказались. Нихаль начал предлагать поездки по близлежащим окрестностям, но просил за них дорого. Причем делал все это со знанием психологии европейского человека, тщательно проводя психологическую обработку. В ход шли утверждения, что люди бывают разные, что многим нужны деньги, а сам он действует из других побуждений, что он уже возил кучу европейцев и знает, что им нужно, что по пляжу ходить опасно, всякое случается... Беседа уже тянулась некоторое время, и охранник в отеле направил на нас луч прожектора. Чувствовалось, что нас охраняют. Мы решили поменять тему беседы и спросили о причине отсутствия электричества. Нихаль ответил, что отключилось полдеревни, это первый раз, и через час все восстановят.
      Затем перешли к теме цунами. Выяснилось, что волн было две. Первая, небольшая, подтопила прибрежную зону по колено. Никто ничего не понял, и все были спокойны. Затем море отхлынуло на 300 метров, и спустя 20 минут вторая волна высотой 4 метра обрушилась на берег. Надо отметить такую особенность, что при цунами не просто набегает волна, она затопляет местность, и уровень воды держится какое-то время. Дом Нихаля затопило по пояс, и он держал на руках свою 92-летнюю мать. В нашем же отеле волна разбила стекла на первом этаже.
      Здесь выяснилась одна деталь: в Москве Emerald Bay рекламируется как новый, построенный в апреле 2005 года. Мы специально наводили справки, действительно ли это так или он открылся после реконструкции, и нас уверяли, что новый. На самом деле отель существовал с 1985 года. Вообще, если говорить о влиянии цунами на туристический бизнес, то, по отзывам местных, это стихийное бедствие оказало положительное влияние. Многие отели находились в запущенном состоянии и требовали капитального ремонта, только мало кто вкладывал в это деньги. После цунами государство оказало поддержку, таким образом решив за хозяев уже назревшую проблему.
      Когда мы вернулись, света в номере еще не было. Вдоль коридора стояли зажженные свечи. Мы тоже раздобыли свечу, потусовались немного в номере, и, поняв, что это надолго, пошли ругаться с администрацией, чтобы нас переселили в освещенный номер. Правда, пока нас переселяли, отключили электричество в новой секции, а в старой, из которой мы выселились, наоборот, включили. Оказывается, освещение было от генератора, а его мощности не хватало на весь отель, вот и включали секции поочередно. Теперь понятно стало предназначение свечей во всех отелях. Отключение электричества на Шри-Ланке случается довольно часто. Причин две: обрывы линий электропередач и непостоянство дождей, которое приводит к высыханию водохранилищ и остановке ГЭС (основной источник энергии в стране).
      На ужин ходили со свечей. Такая вынужденная получилась “романтика”. К счастью, спустя 2 часа от момента нашего приезда, свет дали. В номере обнаружились отсутствующие светильники (их еще не успели повесить) и неработающая лампа. Кроме того, потребовался адаптор для розетки, который мы выпросили на ресепшене.
      Ну а после ужина мы, наконец, расслабились. Развалились на лежаках, болтали и смотрели на звездное небо...
      

Назад       На главную       Вперед


Hosted by uCoz