Сафари по реке Бентота.

Вначале у нас не было определенного плана на предстоящий день. После двухдневной экскурсии хотелось передохнуть. Утром мы сходили в интернет кафе, а на обратном пути к нам прицепился парнишка, и предложил съездить на boat-сафари по реке. Мы уже слышали о таком развлечении, и на выбор предлагалось две реки: Бентота и Мадугамба. Естественно, каждый, кто предлагал, хвалил свою реку, и мы решили сперва узнать независимое мнение у Фернандо.
      Море сегодня выдалось относительно спокойное, а набегавшие на берег и скатывающиеся обратно волны, вымыли в прибрежной полосе по 3-4 ямки. Из-за этого вдоль берега образовалось несколько полос мутной и прозрачной воды.
      После купания я продемонстрировал Диме разделку кокоса без инструментов. Единственное, что использовалось в качестве подручного средства – один из камней, которыми были огорожены пальмы. Самое сложное – содрать толстый слой прочных волокон, внутри которых и находится сам орех. На все про все ушло 11 минут – надо еще тренироваться! Кучку волокон я сложил тут же под пальмой, и вскоре ее облюбовали лены.
      Потом отправились в гости к Фернандо. Договорились о завтрашней поездке в Коломбо и поинтересовались, на какую реку лучше поехать на сафари. Фернандо порекомендовал Бентоту, а чтобы вышло подешевле, посоветовал доехать на тук-туке до отеля Ceysands и взять лодку там. Что мы и сделали.
      Когда водитель тук-тука высадил нас у ворот речного отеля, мы его сперва не признали. Когда мы приезжали сюда на автобусе, ворота были открыты, и мы сразу же въехали на пристань. А тут мы ее увидели только когда вошли внутрь. Охранники быстро нашли босса, отвечающего за прокат лодок. Договорились о цене: 2500Rs за лодку на 3 часа. Сперва мы планировали 2 часа, но нас убедили, что так мы не успеем посмотреть дальние острова, и мы согласились. Босс вывел нас на улицу, посадил на тук-тук, и мы поехали к дому моряка. Моряка на месте не оказалось, и нас повезли в деревню. В переулке водитель окликнул мужика на велосипеде, тот сразу же свернул к дому, бросил велик и бегом к моторной лодке на пристань. Это и оказался моряк, а звали его Диксон.
      Реки на Шри-Ланке не сразу впадают в океан. Достигнув побережья, они несколько километров текут вдоль океана, образуя узкий полуостров. На одном из таких полуостровов и находился отель Ceysands, и самый быстрый путь в него проходил на лодке через реку.
      Наше сафари началось с выезда к океану. По одну сторону раскинулись песчаные пляжи побережья, по другую нарисовалась речная гора (mount river). Гора соединялась с полуостровом широкой песчаной отмелью. Кроме Ceysands’а на полуострове расположились еще несколько отелей. Часть из них пострадала от цунами, и кое-где на берегу мы видели разрушенные дома. В самом узком месте полуострова были посажены молодые пальмы. Раньше здесь росла целая роща, ее тоже смыло волной. В саму же реку вода не зашла. Даже уровень воды, по словам Диксона, не поднялся.
      Возле одного из отелей катался виндсерфингист, возле другого местный рыбак дергал гибкой удочкой, пытаясь подсечь рыбу. Мы проплыли под мостом, и тут лодка замедлила ход. Оказалось, на винт намоталась сетка. Потом мы подплыли к большой помойке на берегу, и там увидели гигантского варана и нескольких птиц. Эстетика для них роли не играет, а пищи тут достаточно. Потом начались прибрежные заросли, там на ветках сидели птицы King fisher (королевский ловец рыбы). В просвете между деревьями показалась верхушка мечети. Встретили несколько шикарных домов и мини-отелей на берегу. А еще мимо проплыл рафт с туристами. Веслами гребли ланкийцы. Со стороны реки иногда можно было увидеть торчащие из воды сухие ветки с сидящими на них птицами.
      Несмотря на еще палящее солнце, Диксон сложил тент, и направил лодку к острову в центре реки. Приблизившись, мы увидели торчащие из воды деревья, и рядом с ними в воде человек с автомобильной шиной. Мы так и не поняли, что он там делал, но, учитывая наличие в реке крокодилов, картина выглядела странно.
      Остров на самом деле оказался не островом, а скоплением мангровых деревьев. Мы проплыли под аркой, свод которой образовали переплетенные ветви деревьев, а стены из воздушных корней. Картина потрясающая, но то, что было дальше, превзошло все наши ожидания! За “островом” оказался другой “остров”, еще больших размеров. Мы въехали внутрь, и словно попали в сказку! Все пространство вокруг было заполнено переплетением веток и корней. Некоторые корни гроздьями свисали, не доходя до поверхности воды, и приходилось то и дело нагибаться, чтобы не зацепиться головой. Из воды тоже торчали корни, иглами кверху. Все было одновременно и ужасно, и красиво. Дима вспомнил про один из туров, в программу которого входила пешая прогулка по мангровым зарослям, и заявил, что пешком в мангры он ни за что не пойдет. Тем временем навстречу проплыла другая лодка с туристами, и мы обменялись с ними приветствиями. А вскоре в зарослях появился просвет, и мы выплыли на открытое пространство.
      Следующим пунктом нашей программы было общение с крокодилом. Возле берега к нам подплыла рыбацкая лодка, и лодочник достал маленького трехмесячного крокодильчика. Его длина не превышала 40 см. Крокодил вел себя спокойно. Глаза мутные, пасть открыта. Горло прикрыто желтым языком. Такое ощущение, как будто его долго держали без воды. К поясу привязана веревочка с пенопластовым поплавком. Когда крокодила пустили в воду, он резво зашевелил лапами, и поплыл на дно. Однако поплавок не дал ему глубоко погрузиться, и лодочник вынул его обратно. Мы сделали несколько фотографий, дали лодочнику 100Rs и поплыли дальше.
      Вдоль берега начали появляться маленькие пальмы. Необычным было то, что росли они прямо из воды. Потом Диксон остановился возле дерева. На ветке сидел варан, и к нему удалось подойти на расстояние вытянутой руки. Его цвет сливался с корой дерева настолько, что даже вблизи было трудно догадаться, что тут кто-то есть. Как только Диксон его заметил? Мы спросили его, не сидит ли варан тут постоянно, может его прикармливают? Оказалось, что нет.
      Потом мы попросили показать нам большого живого крокодила в естественных условиях. Но как Диксон не старался, полчаса плавания вблизи берега результата не дали. Тем временем программа сафари предусматривала посещение буддистского храма в деревне около реки. Мы решили прервать поиски крокодила, и сходить в храм.
      На берегу не было никакой пристани. Когда мы пристали к берегу, из кустов вышел деревенский мужик, и привязал нашу лодку к торчащей из воды палки. Откуда он узнал о нашем появлении? Как будто сидел и караулил очередную лодку в надежде заработать несколько рупий.
      Тропинка через прибрежные заросли вывела нас во двор фермы по переработке кокоса. Вместо почвы вся поверхность земли была засыпана полуметровым слоем измельченных кокосовых волокон. По цвету оранжевая, и очень мягкая. Когда идешь, нога плавно утопает на несколько сантиметров.
      Мы вышли на дорогу, и отсюда уже до храма оставалось метров 200. По пути встретилось дерево бо и алтарь для подношений. Сам храм с барельефами на внутренних стенах, рядом большая дагоба. Еще одно сооружение белого цвета со сводами как у наших монастырей. Здесь под одним из сводов мы увидели здорового черного шмеля.
      На обратном пути остановились около местной лавки. Тут как раз на мотоцикле завезли хлеб. Безо всякой упаковки, просто в пластмассовой корзине, прикрепленной к багажнику. Еще несколько хлебцев лежали прямо на бензобаке.
      На тропинке, ведущей к реке, Диксон показал засыпающие цветы. Это такие небольшие растения с веточками с мелкими листочками. Стоит коснуться их пальцем, листочки за пару секунд складываются вместе! У нас была возможность еще раз удивиться, когда на следующий день эти растения показали по CNN.
      В лодке снова начались приключения: никак не заводился мотор. Потом Диксон вспомнил, что забыл вставить ключ, хлопнул себя по лбу, помолился перед мотором, и завел его с первого раза. Мы объехали обещанные 3 острова. Так сразу и не скажешь, что это острова: плывешь по реке – слева берег и справа берег, а на самом деле правый берег – это остров, только очень длинный. Вдоль берегов из воды росли большие пальмы. Около дальнего острова нам показали лотосы. А в небе видели орла.
      На обратном пути проплыли мимо уже закрывшегося ресторанчика. Потом был закрывшийся магазинчик. Из-за ширмы высунулась рука – похоже, тут тоже рады проплывающим туристам. Посреди реки то и дело попадались торчащие из воды скалы. В одном месте тростник вылез несколькими колючками, по форме они напоминали дикобраза. Начал накрапывать мелкий дождик. Рядом с мостом зажглись рекламные огни отеля и включились фонтаны. Этот отель находится рядом с мостом, и там тоже можно взять лодку, только подороже.
      Высадили нас на пристани Ceysands. Водитель тук-тука долго не соглашался везти до отеля за обычную цену, предлагая двойную. Наконец, сошлись на полуторной.
      А на ужин нас ждали блинчики, которые испекли в глубокой сковородке, и в такой форме они засохли.