Дождевой лес Синхараджа.
В 8 утра Фернандо с водителем Джаей ждал нас у выхода из отеля. Нас было три человека из Эмеральда и еще двое из Индурувы. В таком составе экскурсия обходилась по 30$ с каждого.
Первым заговорил Фернандо и сообщил, что ночью кто-то поджег крышу его ресторана. К счастью, огонь сразу заметили и успели потушить. Кто это мог сделать, он не догадывался, сказал, что враги. Когда мы спросили насчет охраны, он ответил, что с сегодняшнего дня будет.
Дорога на Синхараджу проходила через Бентоту и далее направо вдоль реки вглубь острова. Первое препятствие, с которым пришлось столкнуться – водитель тук-тука, у которого на заднем сиденье ехала жена и придерживала доски, лежащие поперек. Доски торчали в стороны, перегораживая дорогу, и мы долго не могли его обогнать.
Потом над дорогой увидели множество натянутых поперек желтых ленточек. Это означало, что в окрестном селении умер буддистский монах. И действительно, скоро по левую сторону показалось кладбище, где ленточек было еще больше. Вечером, на обратном пути, ленты над дорогой уже сняли, остались только на кладбище.
Еще не доезжая гор, начались чайные плантации. Над чайными кустами возвышались посадки тонюсеньких деревьев для защиты от солнца.
За мостом через живописную горную начался серпантин. На одном из поворотов валялась груда камней. Фернандо объяснил, что это не оползень, просто тут ведутся взрывные работы.
Вскоре свернули на узкую дорогу, ширина которой едва составляла 2,5 метра. Ехать по ней можно было только посередине, из-за чего по центру асфальт был выпуклый, а края разбиты до самого грунта. Но на этой дороге была желтая разделительная полоса! Как будто она предназначалась только для тук-туков. Из-за разбитых краев на некоторых участках полоса оказывалась смещенной от центра на одну треть. Еще большее впечатление на нас произвело, когда возле одного из домов хозяйка положила сушиться ковровую дорожку! Машины проезжали мимо, а дорожка оставалась между колес!
На очередном повороте собралось большое количество людей. Мы поинтересовались, что случилось. Оказывается, с обрыва упал автомобиль. Склон под 70 градусов, высота около 100 метров, порос деревьями. Впрочем, от трагического исхода деревья не спасли. Это было уже не первое дорожно-транспортное происшествие. Ранее на обочине нам попался автобус с взорвавшимся бензобаком. А вот аварий с участием двух машин пока видеть не пришлось, несмотря на недельное пребывание в стране.
Дальше дорога стала еще хуже. Частично ее размыло дождями, вся она была разбита, и ехали мы с черепашьей скоростью. До леса оставалось недалеко, и Фернандо достал мазь от комаров с едким лимонным запахом, чтобы мы намазали открытые участки тела. Потом намазались средством от пиявок.
Синхараджа внесена в список Мтрового Экологического Наследия ЮНЕСКО. 90 процентов растущих здесь растений более нигде в море не встречаются. Этот заповедник находится на высоте 760 метров над уровнем моря. В трех километрах от входа в лес – штаб-квартира. Пока нам покупали билеты, мы сходили вниз к реке. Река неглубокая – около полуметра, с оранжевым песком на дне. По поверхности воды прыгали большие водомерки.
До леса так и не удалось доехать: перед канавой с грязью машина оказалась бессильна, и далее мы отправились пешком. Сопровождал нас гид по имени Ратна – один из немногих курящих ланкийцев. Еще до входа мы увидели много интересного: хамелеона, непентисы (хищные растения – мухоловки), орхидеи, бабочку коммон-кросс, бабочку с белыми в черную точку крыльями и нескольких черно-желтых. Около дороги стоял щит с изображением петуха – национальной птицы Шри-Ланки.
На входе в лес – домик охранников, а на близлежащих деревьях – крупные серые обезьяны, которые усвоили, что рядом с людьми больше еды. Идем по дороге и встречаем прудик с рыбой. Лена предусмотрительно захватила с собой хлеб и начала кормить рыб. До чего же у них потрясающая реакция! Смотрел потом в покадровом режиме на видеокамере: стоит хлебной крошке коснуться поверхности воды, за 1/25 долю секунды вся (!) рыба успевает повернуться!
Что привлекло внимание в лесу: папоротник, из молодых листьев которого делают карри (из чего только его ни делают!), ядовитое китайское растение ой-ла-ла, колючая пальма ротанг, используемая в мебельной промышленности, гигантский папоротник, цветок бекеа. То и дело видели порхающих бабочек: парусника (это вторая по величине бабочка Шри-Ланки, первая – blue moment – голубое мгновение – не встретилась), черную с желтым и еще всяких мелких мотыльков. Даже наша лимонница там обитает!
Пиявки как назло не попадались. Мы уже попросили гида, чтобы он нам раздобыл одну из этих тварей. Здесь их еще называют blood needle – кровавая игла. Пиявка незаметно присасывается к ноге, и если ее отодрать, кровь идет несколько часов. Через некоторое время Ратна нашел пиявку, но впечатления она не произвела – какая-то маленькая и тонкая. Впрочем, Дима в конце путешествия имел счастье испытать на себе ее укус. Пиявка отпала сама, а кровь шла до самого вечера. Я тоже собрал со своих кроссовок 2 экземпляра, но меня ни одна из этих тварей не покусала. Что же касается ужасных рассказов, то нужно помнить, что в большом количестве пиявки вылезают только в сезон дождей. И если в это время пойти в лес в пляжных шлепанцах, то можно познать всю прелесть лесных обитателей.
До сих пор мы шли по грунтовой дороге. Но вот впереди показалось ответвление на лесную тропу. Здесь мы встретили большую группу школьников. Чтобы не толпиться всем вместе, гид предложил пройти маршрут в обратную сторону, и мы направились к тому месту, где тропа опять выходила на дорогу.
Тропинка сразу повела нас вверх по склону. Метров через 50 гид остановился и прислушался. Где-то в кустах мелькнула дикая свинья, но больше ее никто не видел. Тропа шла через настоящий тропический лес с лианами, свисающими с деревьев. В одном месте ее преградило упавшее дерево, и пришлось через него перелезать. Местами было нагромождение камней. Видели железное дерево, названное так за его прочную и твердую древесину. Дерево совиамо, из плодов которого делают начинку для пирожков и лекарство для диабетиков. Самих плодов сейчас не было, но, по словам Ратны, в августе ими усеяна вся земля. Лес тут густой, а под его пологом множество молодых деревьев – с два пальца толщиной, и до 10 метров в высоту – все тянутся к солнышку! У некоторых деревьев внизу ствола отходили причудливые плоские корни. Под трухлявым стволом попались грибы, похожие на сыроежки. Выяснить, съедобный ли это гриб, не удалось, Ратна лишь сказал, что сами они грибы вообще не едят.
Местность тут оказалась настолько глухая, что даже мобильник не работал. Если говорить в целом о мобильной связи на Шри-Ланке, то единственный оператор, с которым у МТС есть договор, это SRI DIALOG. Через него можно было позвонить в Москву, принять и передать СМС, но мы не могли дозвониться друг другу. Шли гудки, но вызываемый аппарат молчал. SRI DIALOG покрывал всю территорию, где мы ездили первые 4 дня, но в районе Бентоты и Индурувы его, как назло, не было, там присутствовал другой оператор MOBITEL. Через него, как ни странно, можно было звонить друг другу, принимать СМС, но нельзя было отправлять СМС, и часто был запрещен доступ. Третий оператор CELLTELL в доступе просто отказывал.
Обратно шли пешком до самой штаб-квартиры. Нам попался еще один хамелеон. Это была самка, она сидела на листе и строила глазки. Маскировалась она настолько удачно, что верхняя часть туловища приобрела зеленый цвет на фоне зеленого листа, а хвост окрасился в коричневый под цвет засохшего листа. На склонах вдоль дорог росли сосны, а сквозь их верхушки проглядывал растущий месяц рогами книзу. По пути гид рассказал нам про пальму, из цветков которой получают сахар и арак. Потом увидели голого малыша и его родителей, собирающих чай. Наверху около дома копошились еще несколько ребятишек.
Возле одного из домов Дима сорвал с пальмы банан, а хозяин подивился такому интересу. Банан был совсем зеленый, и так и не успел созреть до конца поездки.
Около штаб-квартиры нам предложили искупаться в реке, но желающих не нашлось. Несмотря на жутковатый вид, на самом деле вода была чистая, единственное неудобство, пожалуй, состояло в том, что река мелкая.
На полпути можно было сплавиться на рафте. 6 километров за полтора часа. Никаких порогов – спокойная река. Все удовольствие стоило 30$ с человека, мы посчитали, что это дорого.
Попросили Фернандо остановиться возле зеленого рисового поля: хотелось сфотографировать и посмотреть вблизи, как растет рис. Поле отделялось от дороги узким рвом с водой, через который легко можно было перепрыгнуть. Потом нам попалось стадо буйволов, идущих по дороге.
Небольшая задержка на заправочной станции в Матаре. Фернандо пошутил, что автомобиль голоден и хочет есть. Однако заправиться не удалось: крышку топливного бака заклинило, и пришлось съездить в магазин за отверткой. Вторая попытка заправиться оказалась успешной. Кстати, бензин в стране на всех заправочных станциях стоит одинаково: 80Rs за литр, дизельное топливо – 50Rs.
На выезде из города нас тормознула полиция и тут же махнула рукой. Иностранных туристов не трогают, шпыняют только местных.
В одном месте варан переходил дорогу. Ребята из Индурувы, уже побывавшие в заповеднике Яла, достали фотоаппарат и продемонстрировали сценку из жизни этих гигантских ящериц. Сначала они думали, что это схватка, а оказалось – любовь. Самец схватил самку, 4 раза стукнул ее головой о землю и утащил за шкирку в кусты!
Еще один забавный случай произошел с куропаткой, сидевшей на дороге. Перед приближающейся машиной она взлетела, но направилась не в сторону, а прямо в лобовое стекло! В салоне на ниточке болталась мышь, и птица, видимо, решила склевать добычу. На следующую экскурсию водитель повесил мишку с рюкзаком.
Напоследок заехали в магазин купить пива и крепкого местного самогона аррак. Спиртное на Шри-Ланке продается только в специализированных магазинах и не во всех районах. Например, в мусульманских и буддистских кварталах его купить нереально. Еще одна особенность: бутылки от пива можно сдавать обратно, прямо как в старые добрые советские времена... Потом нам показали скопление местных алкашей, пьющих некачественный аррак за 10Rs. Нормальная цена 220-230Rs за бутылку 0,3 литра.
Проезжая через Бентоту, совершенно случайно встретили двух девчонок из нашей группы. Пообщались, у кого как дела и попросили передать гиду Камалю, чтобы он связался с нами насчет экскурсий, но он так и не вышел на связь.
Вечером в океане снова были большие волны, и мы вдоволь накувыркались. А по берегу бродил Нихаль и приставал к туристам.
На ужин один из поваров вырезал из овощей цветы для Татьяны. Получив за это еще и чаевые, он потом старался во все последующие дни. Один цветок даже вырезал на корке арбуза! А еще возле столиков пели музыканты. В одной из песен говорилось о том, что сингальские девушки самые красивые, и Татьяна была безмерно рада, когда эту песню спели с ее именем.